Бачурин Н. Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье представлена специфика формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в условиях учебно-воспитательного процесса в школе. Определены и обоснованы принципы, содержание, особенности и формы учебно-воспитательного процесса в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ средствами физической культуры и спорта. Представлен опыт создания систематической и целенаправленно организуемой в учебно-воспитательном процессе деятельности, направленной на культивирование физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ. Ключевые слова: физическая культура и спорт, учащихся общеобразовательных школ, состояние здоровья, двигательная активность.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях полностью зависит от состояния их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма

Учитывая снижение уровня жизни, ухудшение экологических условий, сокращение медицинских и социальных государственных программ на первый план выдвигаются проблемы физического здоровья учащейся молодежи, а именно учеников общеобразовательных школ. Сегодня успешное овладение школьной программы возможно только при условии достаточно высокого уровня здоровья. Поэтому учет особенностей образа жизни, в частности физической активности и позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, является важным элементом организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Физическое воспитание в школе играет особенную роль для определенного контингента, прежде всего для лиц с наличием хронической патологии, с низким уровнем физической подготовленности, и особенно, для школьников, которые не считают физическое воспитание важной дисциплиной.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов, в 18 веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства». В обращении он поставил цель – улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний.

Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении, включение молодых людей в трудовую деятельность.

М. В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам.

Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы учащихся, как ученики общеобразовательных учреждений, где различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность. А так же помогают предотвратить возникновение у учащихся вредных привычек. Недаром первый командир отряда советских космонавтов генерал Н. П. Каманин сказал: УДК 372.879.6 Экономика образования ¨ № 3, 2011 201 «Каждый из нас в силах всю жизнь поднимать все выше потолок своих возможностей. Сделать это можно только одним рычагом: волевым напряжением, опирающимся на высокую физическую культуру».

В настоящий момент усилилось также внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта как наиболее эффективного, способствующего развитию положительных черт поведения здорового образа жизни. Освещая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением здорового образа жизни.

Проблема здорового образа жизни в условиях современной социальной, экологической и радиационной обстановки становится все более актуальной в теории и методике физического воспитания. Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы учащихся, как учащиеся общеобразовательных школ.

Здоровье человека зависит от многих факторов – внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т. п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: – наследственность (биологические факторы) – определяет здоровье на 20%; – условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%; – деятельность системы здравоохранения – на 10%; – образ жизни человека – на 50%.

Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т. е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т. п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни.

Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны. Реализовать здоровьесберегающий потенциал посредством одного учебного предмета весьма проблематичный и сложный процесс. Представляется очевидным, что внедрение здоровьесберегающих технологий в базовые учебные дисциплины начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников.

Особое место в здоровьесберегающем образовании принадлежит организации физкультурной и оздоровительной внеурочной деятельности. Это привносит новый комплекс методических и педагогических идей, призванных оздоровить условия обучения.

В современной науке физическая культура считается объективной потребностью общества, имеет разветвленную структуру и выполняет следующие основные функции: оздоровительно-профилактическую, экономическую, воспитательную, политическую и культурно-развлекательную.

Велика роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. По мнению ряда ученых (Н. М. Амосов, П. Ф. Лесгафт и др.) оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволили бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, так как именно в ней ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

Изучение фактического состояния образования в школах г. Шуи показывает, что большинство учителей на уроках физической культуры в начальных классах формируют у детей представления о значимости здоровья для успешной жизнедеятельности, но используют при этом преимущественно традиционные методы обучения, которые не могут обеспечить достижения Бачурин Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся... 202 ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ конечной цели – формирование готовности к ведению здорового образа жизни.

Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на: – создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома; – рациональная организация труда и отдыха школьников; – воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей школьников. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или иную деятельность.

ую деятельность [1]. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии: – 14 % детей практически здоровы; – 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; – 35–40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.

Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают длительной отдышки и сильного учащения сердцебиения.

Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей и учителей) не позволяют им стать предметом для подражания для учащихся. Поэтому побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным [3]. По мнению учащихся МОУ гимназия №1, повышению привлекательности и авторитету учебной дисциплины «Физическая культура» способствуют такие факторы: – возможность заниматься любимым видом спорта – 51,4%; – хорошая материально-техническая база (спортивные залы, плавательный бассейн, стадион, инвентарь, оборудование) – 28,6%; – разнообразие средств и методов тренировки – 20,0%. Результаты опроса, проведенного в 7–9 классах МОУ гимназия № 1 и средней школы № 9 города Шуи, Ивановской области (в опросе учувствовали 150 учащихся) указали на то, что уча- Экономика образования ¨ № 3, 2011 203 щиеся недостаточно осведомлены о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 45,1 % мальчиков и 41,5 % девочек среднего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 31,2 % мальчиков и 29,1 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя. Основными источником знаний о здоровом образе жизни явились занятия на уроках физической культуры (на это указали 35,7 % мальчиков и 29,3 % девочек), далее указали родителей (соответственно 18,1 % и 23,5 %), средства массовой информации (13,6 и 11 %) и другие источники (32,6 % и 36,2 %). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, но процент их все же остается достаточно высоким (с 25,7 % в младших классах до 11,5 % в старших – среди мальчиков и с 19,7 % до 5,3 % – среди девочек).

Объектом нашего исследования является – здоровый образ жизни учащихся общеобразовательных школ. Предмет исследования – специфика формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в условиях учебно-воспитательного процесса в школе. Гипотеза исследования: мы имеем основание полагать, что систематически и целенаправленно организуемая в учебно-воспитательном процессе деятельность, направленная на культивирование физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, сможет обеспечить учащимся школы успешную адаптацию к возрастающей учебной нагрузке, интенсифицировать процесс овладения знаниями и навыками полученными в процессе обучения, активизировать работу по самообеспечению личностно-значимого полноценного психофизического здоровья, что в конечном счете позволит раскрыть им наиболее полно духовный, моральный, интеллектуальный потенциал своей личности.

Цель исследования – определить и обосновать принципы, содержание, особенности и формы учебно-воспитательного процесса в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ средствами физической культуры и спорта.

Задачи исследования: – выявить социально-ценностные ориентации и потребности учащихся в сфере физической культуры и спорта; – определить средства физической культуры и спорта, применяемые в системе физического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ с целью формирования здорового образа жизни; – обосновать принципы и содержание учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию здорового образа жизни; – разработать методику применения средств физической культуры и спорта по формированию здорового образа жизни учащихся гимназии в системе учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию; – подготовить методические рекомендации для учителей о средствах, методах и способах формирования здорового образа жизни учащихся в системе их физического образования и воспитания.

Таким образом, здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Применительно к учащимся общеобразовательных учреждений необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ученик может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В ходе исследования разработана экспериментальная методика формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений (на примере школьников МОУ гимназии № 1 г. Шуи). Изучалась комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I–XI классов (В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон), в вариативную часть которой были включены теоретические часы по формированию здорового образа жизни школьников. В содержание экспериментальной методики вошли следующие средства и методы: беседа, рассуждения, дискуссия, убеждения, тренинг и лекции. Реализация методики предполагалась на уроках физической культуры в 2010–2011 учебном году. Исходя из Бачурин Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся... 204 ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка нашей программы по формированию здорового образа жизни учащихся гимназии средствами физической культуры и спорта. Эффективность методики по формированию здорового образа жизни школьников подтверждена результатами проведенного анкетирования.

Проведя сравнительный анализ анкетирования, проведенного до начала эксперимента и в конце, мы можем анализировать динамику в результатах ответов учащихся и выявить различия между ними. Методика является эффективной, т. к. заметны существенные различия, в отношении учащихся к здоровому образу жизни и стремлению получить наиболее точную и профессиональную информацию о формировании здорового образа жизни и уметь применять ее в жизни. Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся является необходимым условием всестороннего развития, самоусовершенствования и самореализации современного школьника. Дальнейшие исследования будут направлены на поиски новых форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ.